Суббота, 27.04.2024, 13:27Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №16"
ГО Верхняя Пышма
п.Красный
Меню сайта
Полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации Султановой Лидии Альбертовны


Влияние игры на ребенка с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ? К данной категории относятся лица, которые имеют недостатки как в физическом, так и психическом развитии.

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с ОВЗ начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами. Но ведь не все дети с ОВЗ умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача нашей деятельности.        Встречаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС) — это достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективноволевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Спектр игровой терапии с такими детьми разнообразный. Из технологии сенсорной интеграции в диалоге можно применять игры с природным материалом, кремом, тальком, спортивное игровое оборудование. Специалисты присоединяются в такой игровой терапии параллельно, используя «метод активного слушанья» и технологию «процессуальной игры». Что же дает сенсорная интеграция в диалоге? Ребенок не только обогащает свой чувственный, моторный, сенсорный опыт, но и правильно устанавливает внутренний диалог между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами с помощью педагога. Он так же создает базовую платформу для дальнейшей образовательной деятельности. У детей с (РАС) очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми, музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри. Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с (РАС) очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за настольными играми.

Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Игровая терапия для таких детей уникальна. «Прелингвистический метод Милье» доказал свою эффективность в коррекционной работе. Рутиные игры, игровые провокации, игровые стратегии уводят ребенка от стереотипии полевого поведения. Без специального обучения, такие дети лишь к 9–10 годам овладевают простыми игровыми действиями, которые они могут повторять многократно, однообразно и без эмоциональных реакций. Именно поэтому очень важно, чтобы игры умственно-отсталых детей проводились при участии специалистов. Этот процесс очень сложный, ведь у такого ребенка пропадает интерес, даже к новой игрушке. То есть, у него наблюдается отсутствие интереса к новизне, и без специального обучения игровая деятельность не займет в его жизни ведущее место. Игры для умственно-отсталых детей рассматриваются не как забава, а как повседневная терапия, проводимая регулярно и целенаправленно. Нужно пытаться увлекать ребенка игрой.

Тотально слепые дети не имеют никаких зрительных ощущений. У ребенка наблюдаются фобии — страх перед большим пространством. Ребенок не передвигается самостоятельно. Испытывает трудности в развитии мелкой моторики. Развитие осязательного восприятия у ребенка происходит в направлении формирования обобщенных осязательных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Для слепого ребенка при восприятии какого-либо предмета огромное значение имеет соответствующий опыт. То есть, если мы используем в работе предмет, который знаком ребенку в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Поэтому в игре мы всегда называем предметы, с которыми играем, так как предмет отражается в сознании ребенка через чувственное и словесное обозначение. При работе с таким ребенком важнейшим является осязание — как основной вид контактной чувствительности. Прикасаясь к предметам, ребенок воспринимает их чувствительными поверхностями тела. Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитания. Ребенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие специалистов между собой, именно они выступают в роли игроков вместе с ребенком.

Дети с синдромом Ретта в любом возрасте имеют различные двигательные и интеллектуальные нарушения. Однако существуют характерные признаки, объединяющие все эти нарушения, например, характерные движения рук («рука–рот»), особенный взгляд. Цель педагогов состоит не в полном их устранении, а в уменьшении их количества. Ребенок с синдромом Ретта обычно не может говорить. Он общается с помощью невербальных и сенсорных средств и может выражать себя благодаря желанию окружающих уловить и вербализовать смысловую составляющую такой коммуникации. Именно поэтому сенсорные игры имеют первостепенное значение в жизни ребенка с синдромом Ретта. Для взрослых в окружении ребенка это означает необходимость вновь, как в детстве, научиться общаться на сенсорном уровне, принимая во внимание конкретную ситуацию, слабую мимику, изменения тона голоса, значение прикосновений, поз и визуального контакта. Игровые инсталляции позволят развернуть игровой сюжет, наполнить его проблемными ситуациями, фольклорным содержанием.

Синдром Дауна — это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Формирование игровой деятельности детям с синдромом Дауна нужно стимулировать по нескольким причинам: − дети могут не проявлять никакой активности в самостоятельном применении игрушек. − они не могут запомнить, как нужно играть с игрушками, им нужно объяснять и показывать, в то время как обыкновенные дети сами, изучая игрушку находят ей применение. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к 8–9 годам, но предпосылки формируются на много раньше. Игры с правилами не вызывают интерес сразу, нужно заинтересовывать ребенка постепенно. Использование графо-моторных игрушек, таких как лабиринт с карандашом-магнитом, игровой обучающей технологии Перттра, мнемокартинок, позволяет получить коррекционный и компенсирующий результат.

К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными возможностями ребенка.

Обращения граждан / Обратная связь
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ответы на вопросы
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Социальные сети
Поиск
Формы обратной связи
Опросы
Устраивает ли Вас работа школьной столовой?
Всего ответов: 40
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Погода
Яндекс.Погода
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz