На сегодняшний день с проблемами нарушения письма у детей сталкиваются очень многие учителя начальной школы и родители, чьи дети испытывают трудности в освоении родного языка.
Как понять, что у ребенка дисграфия? Давайте, разбираться!
Например, ребенок посещающий детский сад, был длительное время в коррекции у логопеда, который работал с ним над звукопроизношение, грамматикой, лексикой и.т.д. Такой ребенок автоматически попадает в зону риска в овладении навыками письма и чтения. Особенно, если коррекция звукопроизношения была не завершена. Логопед поставил и автоматизировал звуки, но не успел дифференцировать. Данный ребенок, может испытывать трудности в различении на письме звуков схожих по акустическим признакам.
Возьмем, другой случай, когда ребенок вовсе не посещал детское дошкольное учреждение, не общался со сверстниками, не был в коррекции у логопеда, все звуки произносил верно, но при этом, имел, очень низкий словарный запас, а родители не утруждали себя общением с малышом. У такого ребенка в дальнейшем так же велика доля риска, что он столкнется с ошибками на письме.
И так, когда же стоит обратить внимание, что ребенок испытывает трудности с письмом и чтением? И что же такое дисграфия? Попытаемся разобраться.
Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Лалаева Р.И.)
Стойкие ошибки, потому что проявляются у ребенка во всех видах письменной речи: при списывании, в диктантах и сочинениях. Эти ошибки не связаны с незнанием норм правописания, требуют коррекции не только со стороны логопеда, дефектолога, учителя начальных классов, но и внимательного понимающего отношения со стороны родителей. Если родители вдруг начали замечать, что ребенок испытывает трудности при письме: отказывается писать, пишет очень медленно или пишет со множественными ошибками, не теряйте время!
В данной ситуации время очень ценно, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем больше у него шансов на успех в преодолении дисграфии.
Вот ребенок пришел в первый класс. Он только начинает учиться писать, выводит первые элементы, которые в дальнейшем сложатся в какую-то букву.
Стоит отметить, что письмо-это сложный психофизиологический процесс, который требует волевых усилий, мотивации.
Тут еще можно говорить много. А готов ли ребенок вообще к обучении в школе? Как проходит его адаптация? Сформированы ли у ребенка все психические процессы для удержания, восприятия и переработки информации?
Потому в первом полугодии 1 класса обучения мы говорим лишь о трудностях в овладении письмом, потому что у ребёнка еще только формируются навыки письма. Он учится писать элементы букв, затем букву, слоги, слова, и наконец целое предложение. Ему нужно научиться переводить печатную букву в прописную, удерживать строчку при письме, научиться ориентироваться на листе бумаги. Это тоже требует больших усилий. На все это требуется время.
Со второго полугодия и в начале второго года
обучения стоит обратить внимание на проблему нарушения формирования процесса письма. Это могут быть трудности при переводе печатных букв в прописные, трудности формирования зрительного образа буквы, написание лишних элементов у букв или их не дописывания, пропуски букв, целых слогов, их перестановка.
И уже со второго полугодия второго года обучения после проведения диагностики с ребенком специалист может поставить дисграфию.
При выявлении дисграфии у ребенка не стоит надеется, что она эта проблема пройдет сама по себе.
Некоторые родители и вовсе начинают заставлять ребенка в усиленном режиме учить правил русского языка: «жи-ши пиши с и»!
Это не работает! В первую очередь нужно обратиться к специалисту: логопеду, дефектологу и.т.д., который даст рекомендации. Если нужно дополнительно направит к другим специалистам.
Помните, что к окончанию начальной школы ребенку, желательно, чтобы он полностью овладел навыками письма, в противном случае неизбежны проблемы в дальнейшем обучении.